У суботу 18 ліпеня адбылася першая пілігрымка да Форта №2 у Навумавічах месцы масавых пакаранняў жыхароў Гродна і ваколіц у гады Другой сусветнай вайны. Цэнтральным матывам паломніцтва сталі разважанні Крыжовага шляху Езуса Хрыста ў сувязі з каталіцкімі пакутнікамі Другой сусветнай вайны.
У ліку 108 пакутнікаў Другой сусветнай вайны, якіх Ян Павел ІІ беатыфікаваў у 1999 годзе, нечакана шмат звязана з горадам Гродна. Яны або нарадзіліся ў Гродне, як бл. кс. Генрык Глябовіч, або служылі Богу і людзям у мясцовых касцёлах, як бл. а. Інакенцій Гуз, св. а. Максіміліян Кольбэ і навагрудскія мучаніцы сёстры-назарэтанкі, або аддалі жыццё на гродзенскай зямлі, як бл. Мар'яна Бярнацкая.
Паломнікі з Гродна прыехалі ў Адамавічы, дзе ў 1940 г. з хатняга арышту НКВД пачаўся шлях пакутніцтва бл. а. Інакенція Гуза, францысканца, закатаванага немцамі ў лагеры Заксенхаўзен. Пасля адарацыі Св. Дароў выйшлі ў шлях да Форта №2. Тры з паловай гадзіны шляху палявой дарогай. Тры з паловай гадзіны разважанняў над прысутнасцю Езуса Хрыста і святых мучанікаў у нашым жыцці. Для нас гэта было вельмі каштоўна і дазволіла не заўважаць нашу стомленасць і натруджаныя ногі.
Дзякуем Табе, Божа, за тое, што першая пілігрымка атрымалася і за тое, што Ты быў у гэтым шляху з намі.
Уладзімір Лявшук, каардынатар душпастырства настаўнікаў, выкладчыкаў і выхавацеляў г. Гродна.
Ніжэй прапануем тэкст Крыжовага шляху, над яікм разважалі падчас паломніцтва з Адамавічаў у Навумавічы.
СТОЯНИЕ 1. Иисуса Христа осуждают на смерть
Неправедный суд. Три стороны: судья, умывающий руки; иудеи, требующие казни; молчащий Иисус. И нет адвоката. Нет защитника. Потому что ситуация предельно ясна для всех. Судят саму Справедливость. Грешники судят Праведника. Виновные творят суд над Безвинным.
Христос принимает приговор Пилата без отчаяния и страха. Потому что для него это не приговор совсем. Бог Отец назначил ему этот страшный путь искупления чужих грехов, и Христос в своем милосердии на него дал согласие.
В конце июля 41-го года из лагеря Освенцим бежал узник. Для устрашения других охрана лагеря осудила на смерть в голодном бункере каждого десятого в его бараке. Бывший монах гродненского монастыря францисканцев отец Максимилиан Кольбе был девятым в строю. Он попросил начальника заменить жизнь соседа по строю на свою. Тем самым Кольбе спас жизнь другого человека и выбрал себе две недели мучительного умирания от голода. Зачем? Цель жизни священника - нести Христа людям. И особенно тем, кто несправедливо осужден за чужие провинности. Отец Максимилиан шел к этой цели напрямую и ее достиг.
Несправедливость суда окружающих очень коварна. Она больнее физической боли обжигает сердце, вызывает обиду и требует мести. Только глядя на Тебя, Господи, можно ее выдержать. Не поддаться злу гнева, не утонуть в ненависти к своим обидчикам. Научи нас так, как научил гродненских мучеников второй мировой войны, из терпения несправедливости создавать любовь к ближнему и хвалу Тебе, Милосердному.
СТОЯНИЕ 2. На Христа возлагают крест
Кто возлагает крест на Христа? История не знает их имен. История только говорит: «Они возлагают крест на Христа».
Христос – один. А их много. Они – сплотившись во множестве - возлагают крест на Его одного.
У них нет лиц. Мы их не видим, ибо имя им – толпа. Толпа на стадионе кричит в одно горло. Толпа солдат ходит строем и грохочет ногами. Толпа легко совершает преступление и размазывает вину.
Иудеи в качестве наказания применяли побиение камнями толпой. Каждый кинул по камню и нанес осужденному небольшую рану. И никто не знает, чей камень принес смерть. Нет виноватых.
В евангельских событиях с осуждением женщины, пойманной на блуде, Христос встал перед толпой кричащих мужчин, посмотрел каждому в глаза и спросил: «Кто из вас без вины? Пусть первым бросит в нее камень». Перестав быть толпой, мужчины устрашились себя. И разбежались.
Они разбежались, потому что выйти из толпы – это еще не значит принять на себя крест ответственности.
В наступившей тишине Христос опустился на колени перед блудницей и посмотрел ей в глаза: «Где же они все? Никто не осудил тебя?». «Никто, Господи» - сказала женщина. «Вот и я тебя не осуждаю. Ступай и впредь не греши».
Взять на себя крест ответственности, в первую очередь, означает не осуждать. Не судить, кто сейчас достоин больше радости, а кто печали. А тем более не судить, кто больше достоин жизни, а кто смерти.
Когда в начале июля 1943 г. к дому Станислава и Анны Бернацких в Липске приехали немцы, чтобы забрать их в заложники, то мать Станислава не рассуждала, кто и чего достоин. Марианна Бернацкая сразу сказала немцу: «Куда ж ей ехать. Она на последних неделях беременности. Я поеду вместо нее». Солдатам было все равно. Лишь бы по счету сошлось. Прикрывшись мундиром, они освоились со смертью и давно перестали чувствовать ответственность за совершаемое зло. Для простой крестьянки из Липска было все по-другому. Она свекровь. Она несет ответственность за невестку и нерожденную жизнь. Вслед за сыном она залезла под брезент в машину к другим заложникам и поехала. В вечность. Все случилось так быстро, что она не успела взять ружанец. Его она просила привезти в Гродненскую тюрьму.
Господи, научи нас так, как научил гродненских мучеников второй мировой войны брать на себя крест ответственности за продолжение жизни.
СТОЯНИЕ 3. Иисус падает под бременем креста
Сытый голодного не понимает. Здоровый не понимает больного. Иисус слаб. Физически очень слаб. Его тело избито так, что источает собой сплошную боль. И он падает под тяжестью креста. Зачем нужна Сыну Бога такая боль? Зачем падение? Душа человека ищет ответа и находит лишь один. Христос в своей запредельной боли падает, чтобы каждый терпящий боль человек знал, что он не один. Что всегда с ним есть Тот, кто разделяет его боль. Что есть Тот, кто был раздавлен тяжестью креста при падении.
После второй мировой войны появилось много публикаций на тему «Можно ли верить в Бога после Освенцима». Где был Бог, когда слабых и больных травили газом и сжигали в концлагерях? Где Он был, когда вместе с родителями на форте в Наумовичах расстреливали невинных детей? Ответ христиан однозначен: «В Освенциме Бог был рядом со страдающим человеком. Он был первым в очереди в крематорий. И в Наумовичах Он первым падал в расстрельную яму». Придавленный крестом человеческих грехов Иисус встает. Зачем он это делает? Откуда пришли к нему силы? Для нас это остается тайной. Мы знаем лишь то, что на крестном пути жизнь Христа представляет собой запредельную боль. Своим падением и вставанием Иисус придает этой боли запредельный смысл. Жизнь всегда имеет смысл.
СТОЯНИЕ 4. Христос встречает Свою Пречистую Матерь
Мария всегда с Иисусом. Она принесла новорожденного в храм, Она держала Его в руках, когда три короля пришли поклониться Ему, с Ним на руках Она бежала в Египет, шла в Иерусалим, когда Иисусу было двенадцать лет. С Ним Она пошла на свадьбу в Кане Галилейской. Даже когда Иисус, начав проповедь, оставил Ее, Мария не потеряла Его из виду. И сейчас Она с Ним, когда с Крестом на плечах Он идет, страдая, по священному Пути. Среди 108 мучеников второй мировой войны вместе с Марианной Бернацкой папой Иоанном Павлом II беатифицирован францисканец Иноценты Гуз. Большую часть своего служения в ордене он провел в Гродно. Здесь вместе с Максимилианом Кольбе издавал «Рыцаря Непорочной». Здесь его застала война. В марте 1940 г. коммунистическими властями он был посажен под домашний арест на плебании в Адамовичах. Ждал высылки в Сибирь. Бежал. Был задержан немцами и отправлен в лагерь Заксенхаузен. Там вместе с другими священниками был на тяжких бессмысленных работах. Непрестанно молился вслух, чем раздражал надзирателей. От истязаний практически не мог ходить. Когда в последний раз его забрали из строя, отец Иноценты сказал соседу-священнику: «Я уже иду к Непорочной, а ты оставайся и делай свое». Чтобы не слышать молитвы, палачи удушили монаха струей воды из пожарного гидранта.
Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей.
СТОЯНИЕ 5 Симон Киринеянин помогает Христу нести крест У евангелиста Марка записано "И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его". Мк 15: 21.
То есть Симон был в поле. У него были дела. Он их планировал. Возвращался домой. К ужину, возможно. Два сына. Значит и жена. Сыновья рождаются от жены, как без нее... И вдруг жизнь изменилась. Его остановили и заставили нести крест. Вряд ли он этого хотел. Но понес.
Понес позади Иисуса. Истерзанное тело Иисуса могло отказать по дороге. Тело могло просто умереть. Симон помог ему дойти до Голгофы.
Священник иезуит Адам Старк перед войной служил в Пинске, Слониме и Жировичах. В 1941 году был арестован НКВД, но Сибири избежал. Поселился в Слониме у сестер Конгрегации Непорочного Зачатия Девы Марии. Сестры-непоколянки Марта Воловска и Ева Ноишевска помогали лекарствами евреям в гетто. После уничтожения гетто помогали тем, кто уцелел. Гестапо арестовало всех троих. В тюрьме, как принято у иезуитов, ксендз Адам занялся служением узникам. 19 декабря 1942 г. немцы расстреляли всех троих. В чем была их вина? В помощи ближнему.
Многие хотят подражать страданиям Иисуса. Но первый подход к этой тайне, самый доступный и самый смиренный, состоит в том, чтобы просто облегчить страдания Распятого, взяв Крест, который еще не является нашим. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов», - говорит Апостол Павел.
СТОЯНИЕ 6. Святая Вероника отирает полотенцем божественный лик Спасителя
Лицо Иисуса разбито, покрыто грязью из смеси пыли, крови и плевков мучителей. Лик Христа, в котором сияет величие Божества, испачкан и изуродован миром. Но лицо должно быть отражением Лика Божия. Если мир изуродовал образ Бога, если не сжалился даже над Иисусом, то кто этот образ восстановит?
И именно в этот момент посреди глумящейся толпы в одном сердце вспыхнул огонь милосердия. На пути Иисуса встал человек, который должен был вернуть этому Лику образ Божий. Вероника. Вероника в порыве безумной отважной любви прошла сквозь толпу и солдат и вытерла Иисусу лицо свои платком.
Наша задача - отирать лица людей, смывать с них пот и грязь, возвращать человеку истинный образ Божий, давать ему радость, Божию красоту, делать человека человеком, вести его вперед, а не отталкивать, поднимать и поддерживать.
СТОЯНИЕ 7. Христос второй раз падает под тяжестью креста
В этот момент Иисус уже не несёт крест. Сейчас Он кажется еще более слабым и истощённым, чем на третьем стоянии. По мере того, как приближается сияние Его славы, готовя сверхчеловеческое Воскресение Христово, лицо и тело Иисуса приходят к состоянию, в котором не осталось ничего человеческого.
В Освенциме, когда за Максимилианом Кольбе закрылась дверь голодного бункера, начался отсчет двухнедельному наказанию сухой голодовкой. Осужденные на смерть были брошены в темные подземелья тюремного блока нагими. Они не получали ничего: ни еды, ни даже воды. Обычно узники раздирали там друг друга как каннибалы. Охрана Освенцима практиковала такое наказание для устрашения. Заключенные, построенные на поверку перед тюремным блоком, слышали крики обезумевших людей. Но на этот раз было не так... Максимилиан Кольбе постоянно молился и читал на память Псалмы. Его сокамерники с молитвой угасали. В камере воцарился мир. Через две недели в живых осталось четверо. В сознании был только Кольбе. Прислоненный к стене он не мог двигаться. В памяти тюремщика среди длинного ряда одинаковых картин осталась одна. Кольбе улыбался. Улыбался врачу, который убил его уколом карболки в сердце.
Кардинал Вышинский в размышлениях Крестного пути писал: «Когда я смотрю, как Христос втоптан в грязь, вспоминаю действия человеческой воли, которые Его в эту грязь повергли. Но этот упавший человек - как пшеничное зерно, которое должно упасть в землю и умереть, чтобы принести много плода. Зерно приносит плод во сто крат от своего мучения, смирения, терпения. Сколько же надо моего собственного труда, смирения, страданий, чтобы питать других! Но это не страшно - даже Бог согласился упасть в грязь, лишь бы в Нем мы смогли увидеть Бога».
СТОЯНИЕ 8. Христос утешает плачущих женщин
На пути Иисуса встречаются плачущие женщины. После второго падения Иисус настолько слаб, что для них практически мертв. Женщины оплакивают его, как положено на похоронах. И Иисус находит силы сказать: «Не плачьте обо Мне, плачьте о себе и о детях ваших».
После войны над могилами ее жертв выжившие поставили памятники. К памятникам ежегодно приходят люди на траурные мероприятия, склоняют головы и роняют слезы. Только почему война не окончилась и собирает все новые жертвы? Сейчас так близко от нашего дома – на Украине.
Размышляя об этом моменте крестного пути, кардинал Вышинский писал: «Чем плач женщин поможет Иисусу? Смогут ли они избавить Его от Голгофы? Нет. Об этом не думала и Его Матерь. Речь идет о том, чтобы человек,сострадающий Богу, помнил, что больше всего он помогает тогда, когда преображает себя самого. Христос, над Которым плачу - моя сила. Не плачьте же обо Мне! У католиков есть традиция сочувствовать Костелу. И часто это сочувствие заканчивается на слезах и жалобах. А дело не в этом. Сила Костела не в слезах Его детей. Сила Костела в том, чтобы я услышал голос Христа, обращенный ко мне, чтобы Его зов достиг моих ушей, сдвинул меня с места и преобразил, соединяя благодатью с Богом. Через это и возрастает Христос, через это и растет сила Костела».
СТОЯНИЕ 9. Иисус падает под бременем креста в третий раз
Третье падение на крестном пути бесконечно долго. Быть может, для толпы время течет быстро. Для нее это развлечение. Но не для Иисуса. Иисус падает потому, что земля уходит из-под ног. Боль такова, что тело уже не чувствует дороги и не держит равновесия. Остается только цель – исполнить свою миссию до конца.
Осенью 1939 года Польское государство под ударом двух агрессоров рухнуло. Упало и перестало существовать. Трудно было всем полякам. Но на восточных кресах день для них превратился в ночь. Ночь, когда не спали, а прислушивались к каждому звуку. Не мотор ли это черного воронка НКВД, не стучат ли в соседнюю дверь приклады комсомольцев, выселяющих семьи в Сибирь. Для католиков и днем становилось все меньше света. С востока приехали агитаторы и началась акция атеизации молодежи. Иерархи костела в этот момент замолчали. Царили террор, страх и полная растерянность. И в этот момент в Вильне зазвучал голос ксендза Генрика Глебовича. Родившийся в Гродно он в юном возрасте побывал в сибирской ссылке вместе с отцом. Вернулся. В новой Польше стал ксендзом, душпастырем студенческой молодежи. Был неудобным ксендзом, потому что не боялся назвать несправедливость несправедливостью. Тяжело болел туберкулезом. Третьего мая 41 года ксендз Генрик во время мши принес символический обет жертвы собственной жизни взамен за сохранение веры католической молодежи. Жертва была принята через полгода. В августе 1941 года к виленскому бискупу обратились католики из-под Минска. Они больше двадцати лет не имели ксендза. Ксендз Генрик был направлен на восстанавление парафий. Тяжелобольной ксендз горячо принялся за работу. 7 ноября его арестовали белорусские полицаи и передали немецким жандармам. Суд был короток. 9 ноября 37-летнего ксендза Генрика Глебовича расстреляли в лесу под Борисовом.
Третье падение Иисуса. Уже невозможно встать. Но дух дает силы, когда отказало тело.
СТОЯНИЕ 10. Иисуса Христа обнажают
В Освенциме сохраняются горы одежды, снятой с узников и оставленной экономичными немцами для дальнейшего использования. Одежда делает человека кем-то. До тех пор пока человек не предстает перед Богом. Богу любая одежда избыточна.
Монашеский хабит – это единственная одежда человека, отказавшегося от мирских богатств и в нищете идущего за Христом. Для монахини – хабит – это еще свадебное платье, в котором она приносит обет целомудрия и верности Иисусу. Двенадцать новогрудских монахинь из Конгрегации сестер Святого Семейства из Назарета в июле 1943 года молились об освобождении 120 заложников. Заложников не расстреляли, а направили на работы в Германию. Зато 31 июля 1943 года в гестапо приказано было явиться монахиням. Они пришли сами. В своих хабитах. Готовые ко всему. В хабитах их арестовали и на следующий день расстреляли в лесу под Новогрудком. Почему их оставили в хабитах? Быть может, потому что монахини попросили своих убийц. А может палачи оставили сестер в хабитах потому, что монашеское одеяние им самим было ни к чему. Ведь это однозначный символ принадлежности Христу. Куда девать эти хабиты? Показав их другим, палачи только бы засвидетельствовали, что сестры верность Иисусу подтвердили жертвой своей жизни.
Блаженные сестры-назаретанки из Новогрудка, идущие в небо к нашему Господу. Научите нас не тревожиться ни из-за чего на этой земле, и переносить любую утрату, выносить стыд, упрек, презрение и насмешки, лишь бы Иисусу не пришлось стыдиться нас в последний день.
СТОЯНИЕ 11. Христа распинают на кресте
Ноги и руки Иисуса пронзены острыми гвоздями. Его глаза заплывают кровью, веки опухли, лицо мертвеет от ударов палачей. Его уста полны уксуса и желчи, голову сжимают острые шипы тернового венца. И полная обездвиженность. Полная невозможность что-либо сделать. В полной телесной недвижимости Иисус видит своего ученика и Марию. И совершает последнее земное дело: Иисус вверяет опеке ученика свою Мать, а своей Матери оставляет его за сына.
Блаженная Марианна Бернацка села в машину к заложникам взамен беременной невестки. Села рядом со своим сыном. И поехала из родного Липска над Бебжей в Гродно. Из гродненской тюрьмы попросила только привезти ей ружанец. С ружанцем легче чувствовать присутствие Марии. Вместе с сыном Марианна расстреляна в Наумовичах.
Хорошая мать всегда рядом со своим ребёнком. Она учит ребёнка идти прямой дорогой, показывает Бога как Отца, обращает внимание на ошибки, с беспокойством смотрит, как он входит во взрослую жизнь, а если такова воля Божия, встаёт у гроба своего ребёнка, сопутствует ему в его последнем жизненном пути.
Святая Мария, Матерь Божия, проведи нас к Отцу и молись о нас, чтобы мы всегда шли по дороге, которая нравится Ему.
Стояние 12. Христос умирает на кресте
"И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" Когда Иисус умирает, Он дает жизнь. Бог побеждает тогда, когда умирает. Ибо и тьма для Него светла, как день. Рядом с Ним, когда Он умирал, были прекраснейшие души: Мария, Матерь Воплощенного Слова, и Иоанн, сказавший: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Слово было Богом. Стоя под крестом, Иоанн и постиг эту тайну. Под крестом могут стоять только великие души. Блаженны те, кто выстоял…
Стояние 13. Иисуса Христа снимают с креста
Однако, кончается и крест. Крест не имеет верховной власти на земле. Для креста есть только одна Великая Пятница. Затем придет надежда Великой Субботы. Придет Торжество Воскресения. Как хорошо помнить об этом в страдании и труде. На Тебя, Господи, уповаю! Последнее слово не за крестом, а за жизнью. Мы сыны и дочери Жизни, призванные к жизни вечной. Каждый раз, когда тяжесть креста будет давить на меня, я буду вспоминать, что я призван от смерти к жизни. Когда работа измучает меня, буду помнить, что она кончится, я вытру потный лоб, и Божие солнце воссияет над головой. Я же дитя жизни. Крест остался за спиной. Передо мной - Жизнь!
Стояние 14. Погребение Иисуса Христа Могила Иисуса
Долго ли Он там был? Он воскрес в третий день. Могила гродненских мучеников за веру. Моя собственная могила. Все могилы останутся за нашей спиной. Мы идем к Отцу. Вспоминаем прошлое, но будущее важнее. Мы не будем долго сидеть у могилы и плакать. Мы идем в будущее. Каждый из нас идет в будущее. Я иду в будущее. Уже сегодня я работаю ради жизни, которая передо мной, ради грядущих поколений, ради того, что еще предстоит. Сегодня я живу завтрашним днем. И хоть он и не принадлежит мне, ибо важнейшая задача человека - жить днем сегодняшним, однако, я буду помнить о том, что будущее строится сегодня. Сегодня я оставляю могилу, как и Костел оставил язычникам даже могилу Христа: Позволь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, возвещай Царство Божие! Встаю и иду за Господом и Отцом Жизни, за Отцом будущего века.
Текст является компиляцией. Последние три стояния практически полностью взяты из: Крестный путь с кардиналом Вышинским
http://www.procatholic.ru/